воскресенье, 1 сентября 2013 г.

2013. Китай. День 2. Чзючжайгоу. Деревня

Рано утром мы приехали в аэропорт, чтобы лететь в Чзючжайгоу (Jiuzhaigou). Это был наш первый внутренний перелет внутри страны, языка которой мы не знали. Это был первый из билетов, купленных на подозрительно дешевом китайском сайте по продаже билетов. (На тот момент сайт к тому же сильно глючил при попытке переключить язык на английский.) Этот перелет был к тому же с пересадкой в Чунцине (Chongqing) (о чем мы с удивлением узнали уже на подлёте к Чунцину)...
Хотя сейчас на билете я явственно вижу надпись "stopover" и приписку "Chongqing", тогда я ее, видимо, не заметила и ожидала, что если пересадка и будет, то будет она в Чэнду... В любом случае, на выходе из самолета нам выдали зелененькие транзитные билеты и на вполне понимаемом (даже мной) английском пояснили, что надо будет потусить часок в аэропорту Чунцина, после чего вернуться без лишних сложностей в самолет в том же гейте, что и вышли. Так что мы полюбовались на россыпь сувенирных панд в аэропорту, попили холодненького кофейку в Старбаксе, после чего была объявлена посадка на наш рейс. Весь персонал, имеющий отношение к нашему рейсу, стал активно махать нам руками, а после того, как мы, покивав, остались безучастными (допивали кофеек - не тащить же с собой!), одна из стюардесс подбежала к нам и вежливо повела под локоток к самолету.
Посадка в аэропорту JIU ZHAI HUANG LONG выглядела непростой: со всех сторон горные вершины, и самолет садится на небольшую долину, расположенную как бы на срезанной макушке одной из гор. Однако самолет благополучно справился с задачей, и теперь нам предстоял следующий квест: найти такси, т.к. от трансфера мы отказались, найдя его несколько дороговатым.
Оффтопом: аэропорт в этой, не побоюсь этого слова, глухой местности, оказался вполне приличным. Небольшой двухэтажный аэропорт, с 1 взлётно-посадочной полосой, с 5-6 рукавами - в целом, горный аэропорт, обслуживающий несколько горных китайских деревень, на порядок организованнее и вообще больше похож на аэропорт, чем самарский Курумоч. Помимо рукавов, там, разумеется, есть ларьки с сувенирными пандами :)
Вид с террасы ресторана тибетской кухни.
Надо сказать, что найти эту местность на гуглокарте оказалось той еще задачей. Jiuzhaigou на карте выглядит точкой посреди нигде. Гестхаус Zhou Ma (разрекламированный "Одинокой Планетой"), где мы остановились, не находится вообще. Национальный парк также расположен в нигде, вроде бы даже не особенно далеко от аэропорта. В связи с этим и опираясь на опыт в Пекине, мы опрометчиво решили, что справимся с собственным трансфером из аэропорта самостоятельно. В своих предположениях мы не учли пары вещей: что аэропорт находится на вершине горы, следовательно, чтобы попасть в деревню, которая по прямой кажется совсем близкой, надо нарезать много километров по серпантину, а также - что местное население не говорит не только по-английски (что неудивительно для жителей деревень, пусть даже и курортных: отдыхают тут по большей части богатые китайцы), но и по-китайски: это предгорье Тибета, и хоть до Лхасы оттуда еще очень далеко, однако населяющий местность народ - тибетцы, в основном не говорящие и по-китайски. Так что испытанный способ "показать иероглиф с названием из рекламного проспекта" тут не сработал. Название же Цзючжайгоу, произнесенное нами, не внесло ясности, так как наш чудовищный акцент краснорожих варваров делал даже более простые названия неузнаваемыми для местного населения. Впрочем, в тот момент мы не осознали всей глубины языковой пропасти, в которую мы попали, тем более что в результате организованного вокруг нас консилиума таксистов из толпы вышел серьезный таксист-пузан, который мог связать пару слов на английском (кажется, он сказал go, 300 RMB) и решительно посадил нас в такси. (Трансфер из Zhou Ma Home Stay стоил бы нам столько же). Выехав за территорию аэропорта, он высадил нас, сдав на руки таксисту, который тусил за воротами, и объяснил ему, куда нас везти. Ситуация сама по себе забавная, т.к. если бы оказалось, что пузан понял нас неправильно, то мы вряд ли смогли бы объяснить нашему водителю, куда же нас все-таки везти!
Дорога заняла чуть более 2 часов, и я уже перебирала в голове все возможные варианты того, как без знания языка объяснить таксисту, чтобы он ехал чуток помедленнее или хотя бы остановился, дабы дама, не привычная к езде по серпантину, могла проблеваться в кустиках. Однако обошлось, и мы въехали в деревню у подножия соседней горы, где на автобусной остановке таксист нас и покинул, после чего мы стали ждать, когда нас заберет машина Zhou Ma.
Блюдо из яка и салат. Як вкусный, салат - на любителя.
Стояли мы достаточно долго. Нас неоднократно зазывали во все окрестные отели (все-таки под местных нам мимикрировать никак не удается). Машины и байки останавливались, водители и пассажиры предлагали помощь. Одна машина с молодой парой проехала сначала мимо, но после того, как мы ответили на донесшееся до нас "Hello", чем вызвали бурную радость, автомобиль сдал задом и девушка-пассажир завела с нами беседу на английском, выясняя, не потерялись ли мы, не нужна ли нам помощь в поиске отеля, не подбросить ли нас и куда мы направляемся. Поболтав так с нами минут 5, ребята уехали (парень за рулем отмалчивался - то ли не очень дружит с английским, то ли просто стеснялся), а мы остались рассматривать панд на прилавке магазинчика. Минут через 15 парочка поехала обратно, ребята снова предложили свою помощь, но довольно быстро приехала-таки Zhou Ma с братом (если я правильно поняла и запомнила информацию об их родстве, возможно, он муж сестры Zhou Ma?), которые, наконец, забрали нас (боюсь, мы даже не успели попрощаться с общительными ребятами на машине) и отвезли в ресторан тибетской кухни Zhou Ma. Несмотря на весьма свежую погоду, мы уселись вкушать на открытой террасе балконного типа. Там у меня проявился синдром инстаграма и я немного пофотографировала еду :)
После обеда мы поехали в гестхаус, т.к. идти в национальный парк было уже поздновато. Zhou Ma Home Stay - это традиционный добротный тибетский дом, хозяева которого сдают несколько комнат туристам (а благодаря рекламе Одинокой Планеты проблем с желающими там пожить быть не должно...). В стоимость проживания входят завтраки и ужины, но еда там довольно-таки простая, тот же як, но только пожестче, чем в ресторане. Мы бросили вещи в комнате (было несколько непривычно оставлять вещи в незапираемой комнате дома) и пошли гулять по окрестностям. Далее - фотографии.

Двор Zhou Ma Home Stay

У хозяев дома есть различная живность: куры, пчёлы, куры, кролик, кот.

На фото я не сажусь на кролика - я пытаюсь его погладить: он так быстро скачет вокруг меня, что я не успеваю! Зверек практически ручной: сам подбегает, с удовольствием точит печешки, только когда берешь его в руки, начинает панически сучить задними лапами. Довольно сильная зверюга, а еще у него на ногах когти! Но если не брать в руки, то это не зверь, а помпон. Хозяйка говорила (ну как говорила, показывала жестами и отдельными английскими словами), что раньше кроликов было два, но одного унесла ворона. В день нашего отъезда я волновалась и за этого кролика: его нигде не было видно.
Кот все той же грязно-белой породы, что и те, что мы видели в парке в Пекине. По вечерам он приходит лежать на печке (кажется, именно их называют буржуйками?) - мне было за него страшно, кажется, что он лежит на раскаленном железе! Хотя возможно, я преувеличиваю,и кот наверняка знает, что делает. Кот весьма отзывчив на ласку - видимо, нечасто его жамкают. Видела, как хозяйка его гладит, выглядит довольно экспрессивно - возможно, кот не испытывает восторга от такой ласки :) Утром кот пришел в нашу комнату и по-хозяйски разлегся на кровати.
Пчелы живут в специфических ульях: это выдолбленные изнутри продольные куски ствола дерева. Мед горных пчел по вкусу и твердости напомнил мне сахар-рафинад.
Куры обыкновенные.
Пчелиные ульи
Вид на селение с холма. Флаги обозначают благоприятные с точки зрения религии места
Рабочая лошадка
Буддитсткая ступа/водяная меленка.
"Встроенный шкаф" в отапливаемой комнате-столовой.

Фотоаппарат на столе (штатива нет, а освещение было для большой выдержки), прямо по курсу - печка с чайником, на заднем плане - огромный элт-телевизор.